Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

07.02.2006

Сибирский камень и флорентийская мозаика Юрия Мандаганова.

Художник-монументалист из Бурятии работает в редкой технике "флорентийской мозаики".
Техника флорентийской мозаики зародилась еще в Средние века в Италии, где неподалеку от Флоренции были открыты каменоломни с мрамором высокого качества, и тогда местные ремесленники изобрели этот вид искусства, украшая местные храмы и дворцы.

Флорентийскую мозаику осваивает уже 15 лет. Мотивы его картин национальные. Многое навеяно мифами, сказаниями, а также в работах впечатления из детства. Картины озарены сиянием серебристо-серого, красноватого, розового камня.
На выставке представлены 26 картин Народного художника Республики Бурятии, члена союза художников России Юрия Мандаганова. Картины созданы из самоцветов Байкальского региона: яшмы, нефрита, змеевик, лазурит, амазонита, мрамор, кварц, лабрадорит, офиокальцит и других полудрагоценных камней. Материал для своеобразной палитры художник привозит из экспедиций, в которые ездит вместе со своими друзьями-геологами. Картины получаются весомыми - в среднем около пяти килограммов.

Мастеров, которые владеют этой техникой, - сейчас в России единицы. У Юрия Ендоновича в Улан-Удэ уже есть небольшая школа для обучения технике флорентийской мозаики. Два сына, Чингиз и Доржи, и еще несколько учеников помогают ему, вместе они выпиливают и шлифуют детали мозаики на семи станках и сами осваивают это трудоемкое ремесло, полное тонкостей, секретов.

«Камень - живой материал. Он может быть мягким, твердым, вязким. Нужно научиться чувствовать его». Таково мнение улан-удинского художника-монументалиста Юрия Мандаганова. Создание картины – долгий процесс: идея, мысль, образы, композиции, цвет и работа с камнем: «Режу, пилю, полирую, подгоняю, завершая процесс обязательной ручной обработкой. Толщина пластины из камня 5-7 миллиметров. Словом, идет творческий процесс. Швов между каменными кусочками не должно быть видно: порой за один день удается подогнать только два-три фрагмента. На создание каждой картины, уходят месяцы работы».

Верит в мистические свойства камня. «Я бурят и к тому же шаманист, и по нашим убеждениям, камень нельзя трогать, особенно без нужды. Духи гор этого не любят. И когда я еду добывать камень, беру с собой рис, чтобы задобрить духов. Уж если берешь - надо что-то и отдавать!»

У бурят богатая мифология, и она находит отражение в его творчестве, не всегда впрямую используя мифические образы, трансформируя и выражая их через ритм, пятно, линию...
Каждая из представленных на выставке картин имеет свою историю…

«Мифы Байкала», например, - одна картина так и называется.
Каменное панно "Праздник моего детства" посвящена эвенкийской теме. Автор создал его по просьбе национальной эвенкийской общины Бурятии. Медведь - символ главы эвенкийского рода. Все обязательные смысловые элементы, причудливым образом вплетаясь в плоскость картины, подчинены одной цели — создать настроение праздника.
«Прежде чем взяться за нее, я изучал литературу, консультировался со специалистами по этнографии. Идея картины - маленькая девочка, символ зарождающейся жизни. Вокруг нее - приметы эвенкийского быта: конусы чумов, фигурки игрушечных животных, рыбы, птицы... Над колыбелью девочки - тотемное для эвенков животное, медведь, они ему поклоняются. И все это пронизано лучами солнца...»
Другая работа - "Тихая мелодия". Двое, он и она, плывут по морю жизни на маленькой лодочке, напоминающей уютное птичье гнездышко. И не страшны им, кажется, никакие испытания - ведь они, как два голубка, трогательно прильнули друг к другу.
Не менее трогательны герои работы "Воспоминания о Наян-Нави": парочка влюбленных скачет на верблюде, пытаются добраться до земли, где, согласно бурятским легендам, не бывает холодной зимы. Горбатую верблюжью спину повторяют и контуры гор, и белые облака в небе... Отсюда ощущение полной гармонии, слияния человека с природой.
А вот работы ироничные: "Игрок" напоминает алчного крылатого сфинкса, увлеченного игрой. Многоликий "Сальвадор Дали на прогулке", прячущий в усах лукавую улыбку. Здесь автор удивительно точно передает сложный характер великого сюрреалиста.
Тема коренных народов совершенно неожиданно возникает и во вполне наднациональной картине "Игрок" . "В игре, азарте, в этих рискованных и пограничных моментах нашей жизни я вижу угрозу цельности национального характера вообще, в том числе и бурят", — пояснил Юрий Мандаганов.
Картина "Маленький охотник". «Я родился в городе. Но я бурят, хочется в лес с ружьем самоутвердиться, порыбачить. Жизнь проходит, а воспоминания вот так выплескиваются в работах", - говорит о ней Юрий Мандаганов.
Молодая красавица-Ангара на картине "Дочь Байкала".
Работы Юрия Мандаганова светлы и декоративны, полны теплоты, национального колорита и философской глубины. Увлекательный процесс постижения!
Художник уверен, у его картин, кроме эстетического, есть иное предназначение: -«Мои работы тестировали биоэнергетики, кандидаты биоэнергетических наук и поражались, что от некоторых работ исходит положительная энергия». Его композиции камней создают мощное биоэнергетическое поле, благоприятно воздействующее на человеческий организм.

Каждая работа художника - "флорентийца" стоит достаточно дорого и, как определяет сам автор, относится к разряду роскоши как для самого автора, так и для ее будущих хозяев. Тем не менее, покупатели этих картин находятся. Большая часть его работ - в частных собраниях. Например, первый вариант этой картины - "Дочь Байкала" - в коллекции президента Путина. На московской выставке - лишь копия. Работы Мандаганова приобрели крупнейшие предприниматели региона. На сегодня он один из самых востребованных мастеров, выполняющий уникальные работы по оформлению офисов, каминов, фойе частных и общественных зданий.

Произведения автора находятся в Фондах "Росизопропаганда", в Министерстве культуры России, музее Н. Фешина (США), в Окружном краеведческом музее п. Агинское и частных коллекциях в России, США, Франции, Германии, Монголии, Республике Корее. Большая часть его работ - в частных собраниях.

С 1985 года картины Юрия Мандаганова были представлены на выставках в городах России, США, Франции, Китае, Корея и Монголии.

По материалам прессы и интернет-ресурсов: «Информполис", ИА "Байкальская служба новостей", Пресса Иркутска.



lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69