ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
06.10.2005
Цельность чувства в искусстве Жака Ихмальяна

Эти слова принадлежат выдающемуся турецкому художнику Жаку Ихмальяну, работы которого экспонирует галерея "Les Oreades" в Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) с 20 октября по 6 ноября 2005 года.
Организаторы выставки: Российская академия художеств, Государственный музей искусств народов Востока и галерея "Les Oreades".
Культура Турции, расположенной на стыке Европы и Азии, вобрала в себя самые разнообразные черты восточной и западной художественных традиций, и они же отличают искусство Жака Ихмальяна. Художник родился в 1922 г. в Стамбуле, где значительную часть населения составляют армяне, греки и евреи.
Стамбул, с его замечательными памятниками художественной культуры, древними христианскими церквями и мусульманскими мечетями, дал будущему художнику мощные эмоциональные и художественные впечатления. Он получил первоначальное образование в частном французском католическом лицее, а затем художественное в стамбульской Академии изящных искусств.
Наряду с традициями средневековой армянской книжной миниатюры и портретной живописи, православного и католического сакрального искусства на творчество молодого художника оказали влияние и новаторские достижения французских фовистов и импрессионистов. Но для Жака Ихмальяна была характерна резко обозначенная социальная направленность. Как признавался сам Ихмальян, он не мог равнодушно смотреть, как сильный властвует над слабым, а хитрый над бесхитростным, и стал рисовать людей, которых любил, и которых ему хотелось защитить.
В молодые годы художник присоединился к левому движению, был арестован и несколько лет провел в тюрьмах. По освобождении Жак Ихмальян работал иллюстратором в детском журнале, в газете, а в 1949 г. уехал из Турции. Побывал во многих странах мира, в том числе Сирии, Ливане, Китае, в течение трех лет жил и работал в Польше...
С 1961 г. Ихмальян поселился в Москве, где стал преподавать турецкий язык и литературу в Институте восточных языков. Где бы художник ни находился, он никогда не порывал духовных связей со своей родиной, что получило выражение и в поздних работах, представленных на выставке. Они проникнуты воспоминаниями детства – «Мать и сын», «Мать и дитя», «Улочка в Стамбуле», «Восточный танец». В «Восточном танце» фигуры танцоров слегка намечены сочными, динамичными мазками, но яркая феерия праздничных, мажорных красок с преобладанием зеленого и желтого великолепно передает пластику и ритм зажигательного турецкого танца.
В ряде работ Ихмальян соединяет живописные и графические элементы: обозначает предметы на фоне ярких цветовых пятен с помощью мощных темных контуров, придающих образам особую экспрессивность. В своих работах Ихмальян тяготеет к геометризации художественной формы. Его графика отличается броскими контрастами, что заставляет вспомнить росписи поливных керамических блюд начала Османской империи (XV–XVI вв.).
Художественное наследие Жака Ихмальяна велико и охватывает свыше двух тысяч произведений: живопись, графика, книжные иллюстрации и выжигание по дереву. Художника связывала многолетняя дружба с известным турецким писателем и поэтом Назымом Хикметом. На одной из своих оформленных Ихмальяном книг Назым Хикмет написал: «В один прекрасный день я напишу стихи, которые будут достойны твоих рисунков».
Жак Ихмальян умер в Москве в 1978 г. и в том же году большая персональная выставка художника прошла в Анкаре, Баку, Тбилиси, Ереване и в его родном Стамбуле. В 1991 г. состоялась персональная выставка Ихмальяна в Париже, принесшая художнику общеевропейскую славу.
Московская экспозиция вновь привлекает внимание к творчеству самобытного мастера, соединившего достижения современного авангарда с восточной и западной художественной классикой.
По материалам статьи Владимира Соколовского. Газета «Искусство», 2002, №19 издательского дома "Первое сентября".