ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
13.04.2005
Лилия Славинская: Покупается только качественное искусство
Лилия Славинская: Покупается только качественное искусство. Художник и содиректор ведущей московской арт-галереи Les Oreades Лилия Славинская, организатор более 600 выставок, посетила Самару в связи с открытием в “Вавилоне” экспозиции Хамида Савкуева. Затем она отправится вместе с картинами в Берлин и Вену. О том, какому искусству отдают предпочтение в Москве и за рубежом, она рассказала в беседе с корреспондентом “СО”.
- Как и когда возникла ваша галерея, каковы были ее художественные приоритеты и цели?
- Идея галереи зародилась в 1981 году в Пиренеях, в Южной Франции, а название Les Oreades навеяно легендами тех мест и означает “Нимфы гор”.
Реализована идея была совместными усилиями с Эдмондом Розенфельдом, музыкантом и любителем искусства. С ним мы открыли галерею в Москве в 1989 году. Открытие прошло на волне огромного интереса во всем мире к России и ее искусству. Западные галеристы во времена перестройки были всерьез убеждены в том, что в России можно найти настоящее искусство, называли ее “художественным раем”.
Мы изначально ориентировались на сотрудничество с ведущими отечественными мастерами. Первое, с чего мы начали – отсмотрели фонды Союза художников. Результатом проделанной работы стала в начале 90-х огромная выставка российского искусства под названием “Дух свободного выбора”.
Мы были первой частной галереей, которая не зависела ни от каких организаций и авторитетов, выставляла лишь то, что, как нам казалось, было этого достойно. Причем Розенфельд тогда еще ничего не знал о России и даже не говорил по-русски. Из больших художников, начинавших с нами работать, могу назвать, к примеру, Михаила Маторина, Ивана Бруни, Артура Фонвизина, Аллу Белякову.
Позже их работы мы вывозили в США, Италию, Германию, Францию, Швейцарию, причем интерес на первых порах был беспрецедентный как со стороны галеристов и критики, так и покупателей.
- Как видится вам место вашей галереи в ряду других?
- Вначале конкурентов у нас просто не было. Были только Союз художников и “подполье”. А потом мы четко следовали избранной линии не потакать моде и кичу. Мы приемлем только качественную живопись независимо от направлений и громких имен.
Главное для нас – не замыкаться в рамках конкретного стиля, а искать хороших художников, чтобы показывать их работы.
Этим, наверное, мы и отличаемся от большинства. Этим же, наверное, и привлекли людей. Не последнюю роль сыграл тонкий вкус, которым обладал Розенфельд. Когда мы начинали, культура частных галерей в России отсутствовала. Отсюда происходила потребность показать, как демонстрировать картины, как делать выставки, как представить рекламу, наконец, как комментировать выставку.
- Каковы же для вас главные составляющие этих “как”?
- Главная составляющая – практическая. Ее легко показать на самых простых вещах, к примеру, как “одевается” картина, в какую раму. В России мало распространены так называемые рамы “эрже”, которые мы привезли из Франции.
Это парижская мастерская, занимающаяся оформлением рам для музеев и частных коллекций. Второе, с чего мы начали – это система подвески картин. Вместо веревок, к которым все привыкли, мы используем французскую систему “буайе” (ею пользуется большинство музеев мира). Она представляет собой шину с металлическим стержнем и крючками, позволяющими легко снимать и перевешивать картины. В результате за полчаса можно смонтировать огромную выставку.
Мы впервые смонтировали ее таким способом в залах Союза художников на Тверской. Все технические новшества обусловлены в конечном счете деньгами, точнее, соображениями выживания. Но главное – ни при каких условиях не утрачивать вкус, не потакать богатой публике, а учить ее грамотно подходить к арт-бизнесу и искусству вообще, учить отделять зерна от плевел, потому что все мелкое умирает, остается только настоящее искусство. Его-то и покупают.
- Что привело вас в Самару?
- Просто я здесь родилась, но давно не была, и мне стало интересно, что такое Самара сейчас и происходит ли здесь что-нибудь. К тому же “Вавилон” пригласил меня очень кстати. У нас как раз появилось почти 500 картин такого совершенно уникального автора, как Хамид Савкуев. Художников с таким потенциалом просто необходимо показывать в провинции.
30.10.2004. "Самарское обозрение". Еженедельник-Самара.