Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

14.12.2013

Живописные путешествия Лилии Славинской.

Лилия Славинская, успешно возглавляющая галерею Les Oreades уже два десятилетия, удивительно энергичный человек, искренне верящий в искусство и в свое дело. Ее энтузиазм не исчерпывается только кураторской и меценатской деятельностью: Лилия прежде всего - художник, который стремится к внешнему и внутреннему развитию, к познанию всего нового, и потому много путешествует. Эта небольшая статья посвящена многочисленным и очень разнообразным «путевым заметкам» в красках Лилии-живописца.
Никакое другое действие, совершаемое нами, не приносит столько вдохновения в нашу жизнь, как путешествие: каждый день дарит новые лица, памятники, ландшафты, звуки, запахи. Окружение беспрерывно меняется, и сознание едва успевает схватывать незнакомые ощущения, даже если ты уже видел это место в путеводителе, а тем более, если на пути неожиданно встретилась уютная гостиница в восточном стиле (Отель Амбассадор) или если ты дрейфуешь среди непредсказуемых льдов Антарктиды (серия Антарктика). Конечно, наши путешествия уже не те смелые подвиги великих первооткрывателей и исследователей новых земель. Мы чаще всего знаем, что хотим увидеть, но впечатление от этого не уменьшается – оно резонирует в нашей памяти.

Кто будет спорить, что работы, которые художник спокойно пишет в мастерской, пусть даже по воспоминаниям и фотографиям, привезенным им из собственного путешествия, совсем иные, чем те, которые он пишет на борту покачиваемого волнами судна или на улице оживленного города, когда каждый прохожий любопытствует, что же происходит на холсте мастера. Мастерская во всем привлекательней: тут и тепло, и никто не надоедает, и кисти под рукой. Живописуй, что хочешь и как хочешь, никому не мешая. Так и делали целые сотни лет тысячи художников, пока барбизонцы не вышли на этюды и не открыли совершенно новый мир, наполненный солнцем и воздухом. Реальность – это нечто совершенно пьянящее, неуправляемое, непредсказуемое. Ван Гог, например, писал, что «без памяти влюбился в эту Даму Натуру, или Реальность и с тех пор чувствует себя счастливым». Порою сознание художника теряется перед ее сопротивлением, с трудом пытаясь справиться с границами и глубиной, но вновь и вновь покоряет ее. В картинах Лилии, созданных с натуры, много спонтанности, случайности, живой небрежности. Само разнообразие техник (пастель, акварель, цветные карандаши) говорят о внезапности вдохновения, о его легкости, о творческом наитии. Небольшие шероховатости штриха или мазка заставляют еще больше верить в картину, в то, что она настоящая, что у нее есть своя история, что лист, на котором она написана, был в Италии, в Австрии, во Франции или в Антарктике, и он просто своим присутствием уже создает романтичную атмосферу, зовущую вдаль. Лилия совершенно открыта миру, и на ее работах появляются то ночные монументы, хранящие вековые тайны истории, то европейские средневековые улочки, то мирный берег моря или реки, то безлюдное пространство айсбергов, которое ошеломляет зрителя незнакомыми фантазиями форм и цветов и разбивает все привычные художественные стереотипы.  

  
Я лишь напомню, как глубока традиция живописных «путевых заметок» в русском искусстве. Всем хорошо известны путешествия В. Поленова, В. Сурикова, А. Иванова, А. Бенуа и многих других. Менее известны работы Ф. Толстого, М. Воробьева, А. Мартынова, А. Борисова, которые участвовали в дипломатических миссиях, настоящих и порою довольно опасных экспедициях. Все это цветовое, информационное богатство наполняло русское искусство живыми соками и дало возможность расцвести гениям абстракционизма, кубизма, лучизма, авангарда и т.д. Все эти направления продолжают развиваться и в наши дни, однако, при всем уважении к чистым идеям и концепциям, не могу не отметить, что отрыв от реальности сушит и мертвит живопись; она становится холодно-вакуумной. И сейчас как никогда просто необходимы работы, написанные с интересной натуры, за которой стоит поохотиться вдалеке от уютной мастерской, как это делает Лилия Славинская. Нужен такой же свежий воздух, свободный цвет и свет, аромат приключений, нечто неординарное, не тюремно-индустриальное. И кто знает, какие шедевры родятся из этих серий «путевых заметок» в ближайшем будущем…
                                                                                                                     Светлана Тарханова, искусствовед.
Фото: Лилия Славинская в Харбине, июнь, 2013 год.
Впечатления, собранные во время пребывания в Харбине - это небольшие фото-зарисовки, сделанные лично Лилией Славинской, представлены в фото-альбоме.





lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69