ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!...
И было лето.
И был молодой Дед, а рядом молодая ещё Баба.
И горячо любимая внучка (первая!).
И жили они, не тужили, втроём на даче, на родных для Деда просторах, покудова молодые родители «рассекали» в Москве…
И строил Дед сам себе новую летнюю мастерскую и, строя, уже работал над картиной про такое банальное, но так неожиданно и необыкновенно, и вдруг раскрывшееся счастливое детство малюсенькой девочки в огромном миру…
Смело и весело, скачущей по полям-лесам на прелестной лошадке Игрушечной, или волшебной.
И пели из радио – «как прекрасен этот мир!.. пасматри-и-и»...
И мир был действительно прекрасен.
И все ещё были вместе, и всё ещё было хорошо...
А было ли это?..
Была ли девочка?
Всё миновало-промчалось прочь...
Но есть картина-шедевр!
Запечатлённый навеки на холсте гимн счастью бытия.
Светящаяся радость жизни и безудержный полет мечты.
Счастливое детство, за которое говорят спасибо Богу.
***************************************************
ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ ДРУЗЕЙ ГЛОБУС
А чего портреты – они ведь все умерли!
И мало что осталось рассказывать…
Вернее многое надобно рассказать…
А может написать небольшой роман и об отце, и товарищах, и близких его, и о времени том…столько нужно всего сделать успеть!
А где сила, я вас спрашиваю? Где время взять?
Одним словом, это стена-галерея, где сплошь художники - друзья, приятели, учителя и все в разных ипостасях, разных личинах, открывающих сложный, противоречивый образ жизни художника.
Тут и сам отец - един во многих лицах! Кстати, великое (не имеющее аналогов) произведение «Монолог» – философическая притча, понятная и без слов…
И все-то они объединены одной страстью – творчеством!
И все-то они уже далече… умерли, то есть…но в элизиуме, надеюсь, живут все вместе…
Но нет!
Одна живая! То обнажённая «Марина», ставшая на недолгий, зимний, старческий отрезок истории отца его бодрящей музой!
Слава Музам!
Слава Творцам!
Да здравствует Жизнь!
**************************************************
ЗОЛОТАЯ МОЛОДЁЖЬ
Милый папа, дорогой Дед!
Сколько чистоты и наивности в этом представлении о нравах золотой молодёжи…
Как далёко поколенье, пережившее Отечественную Войну, от звона злата и утомлённой роскоши праздности!
Отец век свой прожил в напряжённом труде художника, в вечном самопоедающем вопрошении, как и для каких целей жить… И помыслить не мог, как можно жить, не “заморачиваясь” и вечно жуируя…И праздники… и вспрыски…
Нет, не понимал мой скромный папа, был страшно далёк от “реальных” радостей…
И вот, оставленная “в работе” картина про лёгкий мир, лёгкий быт, лёгкий и весёлый нрав.
Без нравоучений, без брюзжаний старческих и наставлений.
Просто картинка с выставки жизни, и, быть может, малая доля сожаленья о поре лёгкого тела, о поре своей далёкой и кажущейся сном молодости.
Улыбка и грусть.
Росчерк пера Мастера.
Живописная реплика по поводу новых времён.
*****************************************************
Вечная и святая для отца тема – семья, материнство, мир…
Здесь мать и дитя в образе земного шара, как планеты.
Взгляд из далёкого космоса небытия. Попытка взглянуть на простые семейные радости глазами Бога. Мир, как смысл и в нём любимые – жена и сын, и остановленное время. Но это и не люди уже, а вплавленные в земную твердь любовь и нежность. И чтоб без излишнего пафоса – чуть ироническое название - «глобус» и в скобках, как тихий шёпот «всегда со мной»…
Краски пастозные, окаменелые…
Фактура архаическая…
Сиянье земли и тьма пустоты, которая всех и вся когда-нибудь поглотит…
*******************************************************
ИОСИФ
Это тщательно продуманный и выверенный, вполне канонический библейский сюжет.
Мой отец один из немногих знакомых мне художников (а может и единственный), кто читал и перечитывал всю библию – сиречь и Ветхий, и Новый заветы, делая маленькие закладки и подчеркивая важные места.
Я теперь с радостью читаю отцовскую библию (небольшую книжечку с мелким текстом), купленную полуподпольно ещё при крепкой советской власти и нахожу, иногда с удивлением, иной раз с радостью, те фрагменты, что поражали внимание отца…и мне дорог и понятен его выбор!..
Он долго готовился к этой работе.
Изучал матерьял, эпоху, искал натуру.
Делал рисунки, этюды, эскизы.
И потом долго-долго и очень плотно работал над полотном.
Толщина красочного слоя и сложность обработки поверхности (а отец был в этом деле виртуоз) показывают всю серьёзность работы. И получилось странное сочетание: современности нового взгляда и равности великим классическим образцам.
Хоть сейчас в Уффици вешай.
Одно плохо - далеко и дорого везти…
******************************************************
ВСЁ В САДУ
За день до отправки работ отца на вторую межсекционную выставку в 1976 году, в ночь, под утро случился в мастерской пожар. Отцу позвонила лифтёрша Марья Ефимовна (чудесная женщина, где она ныне? жива ли?), он бросился в мастерскую, я за ним, папа, бледный, заливал пламя - ему помогали - удалось погасить - валил дым, и тут по телескопической лестнице к окну поднялись пожарные и залили всю мастерскую ядовитой вонючей пеной… Многие полотна были утрачены, еще больше повреждены, а ранних (бесценных) этюдов, рисунков, эскизов погибло множество…часть жизни, замыслов, памяти художника была утрачена навеки…
Отец был в шоке… бледный потерявший голос от стресса…
Мы с мамой помогли папе невероятным усилием воли и сил собрать всё же работы для экспозиции (сильно поредевшие), и он-таки участвовал на выставке, с дорогими его сердцу товарищами…
«Всё в саду», картина пострадавшая, но уцелевшая при бедствии.
Краски её запеклись и потемнели, и стала она иметь вид совершенно трагический, хотя первоначально имела колорит скорее элегический, мягкий (насколько это возможно в жёстко- конкретных пластических позициях творчества Терещенко)…
Итак, вот ещё артефакт – память пережитой беды; и что может быть страшнее для художника, чем пламя,пожирающее творчество и жизнь!
И для меня эта картина и по сей день пахнет дымом. А вы не бойтесь, понюхайте.
Чуете? То-то…
********************************************************
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
К какому ж юбилею?..
Ах, да! к столетию со дня рождения В.И.Ульянова(Ленина) готовилась (как водится) большая выставка в больш-о-о-ом манеже; и был у отца договор на тему «как красные надрали задницу белякам и прочей сволочи!»
И папа работал, спеша успеть к сроку. И ждали от него яркое, политически правильное, фактурно-выразительное полотно, славящее, утверждающее, и дры и пры…Но вот незадача, мой добрый папа за семнадцать лет работы (волею судеб, это долгая история, в другой раз) в политическом плакате под колпаком Политбюро и ЦК (а сам-то беспартейный!) так наелся этой официальной линии, что незаметно для себя (талант увлёк его в процессе работы на опасный путь правды) он изобразил (да так выразительно-красиво) все ужасы гражданской войны! Включая расстрел царя!(sis!) о-хо –хо! это в году ленинском-то… Я, помню, приходил к нему в мастерскую и с юношеской гордостью всё это констатировал, а папа кряхтел и вздыхал – «да-а, мать честная, не примут...»
И таки-да, не приняли! Даже хуже - из выставкома пришли два члена и сказали: «ты что свихнулся!? такое показывать по договору?! на юбилейную?! в манеж?!..»
И батюшка мой в сердцах соскоблил полкартины… другую половину перемахал жирными чёрными контурами… плюнул…бросил кисти...отвернул картину к стене и до смерти её не поворачивал…
...Недавно вспомнил всё это и так стало обидно за папу, за истину, за потраченный труд... повернул картину и... ахнул! А ведь она вот она! Есть! И самая что ни на есть суперсовременная – вот они ужасы и призраки революций.
Получился некий артефакт, свидетельство мук творчества, и он тоже имеет место быть, как часть истории художника и истории вообще.
И, мне кажется, в нынешнем состоянии картина очень ярко представляет такое страшное понятие, как война гражданская, и по духу работа очень отцовская... Реабелитация (поздняя, увы!) за поруганный труд года семидесятого.
Николай Николаевич Терещенко.
Фотоальбом:
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ТЕРЕЩЕНКО. (1924-2005). Выставка живописи.
