Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

09.08.2011

В поисках новой образности.Скульптура Анастасии Мотовиловой. Живопись Ольги Мотовиловой-Комовой.

Позиционируя себя как некий творческий дуэт, Анастасия Мотовилова и Ольга Мотовилова-Комова неизбежно провоцируют недоверие зрителя, задающегося вопросом, так  ли они едины в своих творческих устремлениях, правомерно ли считать родственные узы достаточным условием для интересного творческого диалога.
Выставка работ Анастасии Мотовиловой и Ольги Мотовиловой-Комовой – доказательство того, что экспозиция, выстроенная «по семейному принципу», оборачивается не просто механическим сопоставлением тем и образов,
а сотворчеством одновременно похожих и непохожих индивидуальностей.
    Незамысловатые сюжеты полотен Ольги Мотовиловой-Комовой позаимствованы из повседневной провинциальной жизни. Используя прозаические мотивы, решенные как жанровые сцены, она воссоздаёт эпическую картину мироздания, невольно моделируя ситуацию, в которой более ста лет назад оказался Поль Гоген: Ольга Мотовилова-Комова в своём переславльском Таити ищет возможность обновления эстетики, радикального изменения наших представлений о прекрасном. В этом поиске оказываются значимыми цвет тела (жёлтый, как у гогеновских персонаже), природа, гармоническое сообщество людей и животных. Принципиальная антипсихотичность её работ требует замены индивидуальности «обществом».
     В этой среде меньшее подобно большему, и в каждой фигуре как в капле воды отражена квинтэссенция телесной и духовной жизни маленького городка. Античный панпсихизм окрашивает полотна Ольги Мотовиловой-Комовой и определяет их лирический лад: здесь одушевлены люди, деревья и животные, чья безмятежная
и безгрешная радость разлита в мире, где всё равно всему. Автор обращается со своими персонажами подобно владельцу рассыпавшегося ожерелья – то любуется драгоценными жемчужинами поодиночке, то собирает их в пригоршню, соединяя в живописную, безмолвную группу. Материальность, цельность организации полотна –
восходят к устойчивым композициям Поля Сезанна. Ориентация на опыт французской школы закономерна – ведь формирование Ольги Мотовиловой-Комовой как художника происходило одновременно с возрождением интереса к постимпрессионистам в отечественных художественных кругах. Однако перед нами не буквальное воспроизведение знакомых схем, а опосредованное восприятие, обогащённое опытом прошедшего столетия и давней традицией обращения отечественных художников к наследию постимпрессионистов.
     Если картины Ольги Мотовиловой-Комовой с их программно прозаическими сюжетами:
"Бабушкины коты" (холст, масло) и произвольными, случайными «кадрами» отсылают нас к поэтическому миру российского провинциального быта, вызывая в памяти широкий ряд конкретно-исторических ассоциаций, идущих от русского провинциального портрета, то скульптурные работы Анастасии Мотовиловой обращены к экспрессивному языку древних культур. Образный строй её работ – музы, русалки-ундины, животные – свидетельствуют о том, что мастер вступает в диалог с традицией архаики, наследуя её выразительность, витальность и экспрессию.
Это искусство, намекающее на возможность сильного душевного движения, Таинственная, чреватая эмоциональным всплеском дремота персонажей разительно отличается от активного бодрствования персонажей Ольги Мотовиловой-Комовой. Внутренний драматизм, характеризующий трактовку образов, напоминает нам о творческом почерке Э.А.Бурделя, но, конечно, в данном случае речь может идти даже не о парафразе, а, скорее, о сходстве мировоззренческой основы творчества.

Анималистика скульптора. Скульптурные работы Анастасии Мотовиловой отличается дотошностью зоологического атласа, избегнув опасности показаться чрезмерно натуралистической и скучной.
Если животные могут быть одиноки, то перед нами именно одинокие существа: вознёсшиеся на куст антилопа, замершая и замкнутая в грациозном изгибе болотная птица освобождают память зрителя от каких бы то ни было ассоциаций – это звери «докультурных» эпох, когда искушённая человеческая фантазия ещё на наделила их собственными привычками и темпераментом. Они интересны мастеру как чистая форма, не обременённая духом и сознанием...

Фрагмент статьи. Автор: Алла Михайлова (галерея журнала «Наше наследие»).




Фотоальбом:

Романов, город на Волге, в творчестве художников. Август 2011. "Les Oreades". посмотреть



lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69