Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

30.07.2011

Пленэр в Доме Творчества в Тутаеве. 2011 год.

Тутаев встретил нас широкой Волгой и мелким дождиком. Река, ничуть не меняясь и как будто никого не замечая, величаво протягивала свои воды мимо церквей и прохожих. Зато вода с небес лила все сильнее, подгоняя нас к теплому домику, где нас уже ждали.


В Доме Творчества, расположенном рядом с живописным Покровским храмом на Романовской стороне, ливень никого не остановил: новые этюды безостановочно продвигались вперед под бодрыми кистями сразу одиннадцати художников-педагогов. Часть из них, несмотря на непогоду, все равно осталась на plein air - открытом воздухе, другие забрались на крыльцо и писали поставленный по этому случаю свеженький натюрморт. Стены и столы были завалены листами и холстами, готовыми картинами и зарисовками, выполненными в разных техниках и стилях.
Сам дом, созданный усилиями семьи Лилии Славинской, наполнен антикварной мебелью, этнографическими предметами и творениями художников. В нем есть большая уютная гостиная, богатая библиотека и романтическая мансарда. Кажется, все это излучает творческую ауру: в доме сложно думать о чем-либо еще, кроме искусства. Здесь отсекается будничная суета и наступает своя реальность, в которой никак не соскучишься, приобретая свой собственный творческий опыт и наблюдая за опытом коллег.


Неслучайно вот уже несколько лет Ярославская ДХШ № 4 организует в этом доме летний пленэр для группы педагогов из самых разных уголков России: из Ярославля (Ковалевская Ольга , Федосеев Валентин, Орлова Ирина, Баринова Ирина, Назарова Надежда, Скрябина Елена, Ваштова Надежда), Тихвина (Бойцова Зоя, Чащина Елена), Лахденпохья (Примак Анастасия), Петрозаводска (Тимофеева Елена). Несколько дней или недель, проведенных вместе за общим делом, очень сближают, заряжают невероятно мощной энергией на весь оставшийся год, дают множество идей и сюжетов для долгой осенней и зимней работы в мастерской, в городе, с детьми в школах и студентами в институтах. А главное, что живопись всех без исключения заражает ни с чем несравнимым удовольствием, которое только резонирует в группе таких же энтузиастов. Этот стихийный поток чистого творчества не остановят никакие преграды.

Каждый из художников видит город по-своему: для кого-то это родной и милый среднерусский пейзаж, который хорошо знаком и пишется легко, свободно. А для тех, кто приехал сюда с Севера или Юга – это интересная экзотика, с новым колоритом, архитектурой, деревьями, воздухом, непривычной перспективой открытых далей. Все учатся друг у друга и у самих себя, работая над одними и теми же мотивами, которые видятся разными людьми и в разные года совершенно по-особому.
Сам Тутаев сохранил уникальную историческую застройку и среду, около десятка храмов с позднесредневековыми росписями и иконами, несколько интересных интерьеров начала XX века. Все это создает такую атмосферу, в которой явственно чувствуется глубокая ось истории и искусства прежних веков. Своим величием она создает сильное напряжение и ответственность  для современных художников, даже более того – отсекает много лишнего, «чистит» картины, но одновременно с этим очень многому учит и подпитывает новыми духовными силами. В этом, наверное, и состоит одна из главных ценностей плэнера, столь излюбленного русскими художниками. Сколько их, Творческих Дач, начиная с Абрамцева Саввы Мамонтова и Талашкино Марии Тенишевой и заканчивая культовыми уже для нашего времени центрами в Переславле, Ростове, Угличе, Великом Новгороде, Гороховце, а теперь такое чудесное место есть и в Тутаеве.


Сложно представить, что когда-то художники обходились без натуры, целиком погружаясь в символические, идеальные и фантастические ведуты и марины или в микрокосмос своей изолированной от мира мастерской. А ведь впервые художник вышел с этюдником на открытый воздух не так давно: Констебл в Англии и барбизонцы во Франции в начале и первой половине XIX  века. За десятилетия пленэр перевернул всю прежнюю историю искусств, создав традиции сезаннизма, импрессионизма, постимпрессионизма, набизма. И теперь уже сложно представить искусство любого стиля и жанра без сока натуры, без авантюры путешествия и богатства неожиданных наблюдений.  


Светлана Тарханова, искусствовед

Фото альбомы:
ГОРОД РОМАНОВО ЛЕТОМ




lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69