ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

По просёлочной дороге пылит "Волга". К вечеру. Много солнца, много неба. Вдали маленькие деревенские домики. Идиллия. Поворот и вдруг радуга. Невиданной яркости, невиданных размеров. Ну совсем рядом с дорогой, метров десять. Жми под радугу, еще чуть-чуть. Нет, не догнать. Так и идет перед машиной. Дорога поворачивает чуть вправо. Радуги как не бывало. Попробуем еще раз. Вот он, тот поворот. Может, чуть правее, левее. Наверное, миг того радужного счастья неповторим.
Деревня называется Шелдяково.
Первые воспоминания детства? Наверное, я плакала на печке, мама заворачивает меня в одеяло и сажает перед топящейся печкой. Помню даже начало войны. У нас гостил папин брат Панька. Он только что окончил военное училище, у него отпуск. Крутит себе колесо, ходит на руках, взбрыкивает одним словом. И вдруг слово ВОЙНА. Панька натягивает клеши, бескозырку и скорее в свое Орехово-Зуево. Из той деревни Шелдяково с войны не вернулся ни один мужик. Ещё помню церковь посреди деревни, сбросить крест, с которой не смогли, так он и был полувисевшим. Читаю воспоминания своих друзей - художников Юрия Гришко, Петра Дика, Бориса Французова и вижу что всё моё поколение из-под того полувисевшего креста.
Вот ты спрашиваешь, как становятся художниками? Я думаю, избрать профессию художника и стать им - совершенно разные вещи. "Нас всех подстерегает случай" - это слова одного из моих кумиров Александра Блока.
Но к такому случаю надо быть готовым. Не каждый, кому падает на голову яблоко - Ньютон. В детстве мне очень хотелось заниматься музыкой. В детдоме у нас была очаровательнейшая учительница музыки за что-то высланная из Ленинграда. Она меня послушала и говорит: "Деточка, у тебя же инструмента нет".
Учителя? Мстёра - столица иконописи. Ещё был жив Иван Александрович Фомичев, и влияние иконописных традиций было сильным. Наверное, оттуда моя любовь к условности изображаемого. Живопись и рисунок преподавал совсем ещё молодой Юкин Владимир Яковлевич. С ним общались и дружили всю жизнь. В полиграфическом институте очень недолгое общение с Маем Митуричем, но впечатление сильнейшее. Очень многое дал дом творчества "Челюскинская", где встречались за работой художники со всей России. Но я считаю ошибкой своё многолетнее увлечение тиражной графикой. Ведь там надо предвидеть на несколько шагов вперёд. А ещё считаю своими учителями Анри Матисса, Виктора Соркина, Василия Шевченко.
Звучат в мой адрес обвинения в эклектике? Не боюсь. Ведь любой стиль рождается из эклектики и глупо изобретать велосипед.
Почему цветы? Это банально только на первый взгляд. Живопись так самоценна, что неважно, что изображаешь, важно как. Вот написала это и поняла, что не права. Если изображено что-то, что вызывает отрицательные эмоции, и если это сделано сильно и талантливо, это как заряженное ружьё, выстрелит обязательно. А художник должен отвечать за свои слова. Несколько лет назад один именитый, побывав в Париже (столице живописи !) рассказывал, что живописи нет, умерла.
Только фотографии и инсталляции. Ну и что? Дело не в том, на чём и чем работает художник, а какой заряд он несёт.
В ЦДХ инсталляция: три мужика (муляжи одетые в цивильное) писают на четвертого - лежащего. Маразм, но кому-то этого зрелища не хватает. Свобода, она ведь внутри человека. Кому чего не хватает, тот то и берёт.
Почему компьютер? я очень люблю работать в разных материалах, а возможности у этого инструмента просто огромные. Как когда-то стальное перо сменило гусиное, потом его сменила шариковая ручка. Гениев от этого стало не больше и не меньше. Всё зависит от того, кто водит мышкой.
Любое искусство - игра, зрелище, и это искусство игры и есть собственно искусство.
Статья из альбома "Диалоги. Лидия Скаргина. Живопись".
Фотоальбом:
ЛИДИЯ СКАРГИНА. Живопись. Галерея LES OREADES. ЦДХ. 16 марта 2011 г.
