ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
Следующая выставка Les Oreades «Праздник живописи» продолжает знакомить зрителя с новыми произведениями художников из коллекции галереи. Экспозиция сохраняет ту же хронологическую выстроенность и охватывает несколько поколений мастеров, создавая картину развития русского искусства со второй половины XX века и до наших дней. Одни работы доносят до нас отголоски еще царской России (В. Роскин), другие, едва остыв от ударов кисти, отображают современный универсальный мир искусства, открытый всем странам и ветрам (А. Пурлик). Практически супрематические модели Т. Шиловской соседствуют с театральными росчерками М. Фейгина. Экспрессия большинства работ оттеняется тихим созерцанием картин Х. Савкуева и М. Голубева, которые насыщенны переплетениями идей, афоризмов, фокусов. Два этих художника принадлежат разным поколениям, у них различные колористические предпочтения, но при этом есть общее философское поле, на котором вырастают их концепции и обволакиваются в скрупулезные живописные формы. В них действуют странные законы логического абсурда, и смысл угадывается на ощущениях. Концептуальное искусство, построенное на смелых формальных экспериментах, представлено холстами Ю. Бурджеляна, В. Шишкова. Оно соотносится в пространстве с более умиротворенной, но заряженной эмоциями, реалистической живописью (И. Шипилин, Е. Жидков, В. Никитин). Объем выставленных работ позволяет составить довольно полное впечатление о каждом из участников, а сопоставления разных стилей вновь дает возможность оценить их своеобразие, с иных уже ракурсов. Я хотела бы уделить особое внимание нескольким мастерам.
Живописный «мемуар» (В. Турчин) Владимира Роскина (1896-1984) оказался, во многом, вынужденным явлением: у художника сгорела мастерская вместе с большинством его работ 20-30-х гг., и ему пришлось их восстанавливать по памяти. Конечно, это не могло не вызвать к жизни какое-то количество новых произведений на старые темы, так же как не мог не появиться налет ностальгической грусти. Думаю, это знакомо каждому человеку: тоска по безвозвратно минувшему, ушедшему в неизвестную субстанцию времени, которая оставляет многие предметы, здания, даже людей, но напрочь меняет саму ситуацию, сам дух происходящего. Трудно сказать, исходит ли эта ностальгия от самих работ Роскина или они вызывают такие эмоции именно в нас, но чрезвычайно звучны образы перевернутой революционной России, в которой еще дышит царский обычай, историзм, но он запечатлен уже в новой авангардной стилистике, которую Роскин не просто воспринимал – он ее создавал. Это и колоритная мещанская дама, прохаживающаяся мимо давно забытой «Красильни», и политический обыватель рядом с «Пивной», прихвативший лошадиную голову-символ, и еще совсем юный мальчик, по-ученически склонившийся над «Облаком в штанах». В работах Роскина есть тонкая ирония, чистый восторг, глубокое видение и оценка человеческой личности, в которой автор оценивает психологическую суть, идейную наполненность наравне с эстетической красотой. Грусть чужда его натуре: Роскин всегда стремился к новому. С энтузиазмом он окунался в революционные события, перенося их с театральной площади на живописный холст. С восторгом он узнавал о литературных переворотах, и отсюда не случайна его дружба с Маяковским. Такую же увлеченность в нем вызывали технические изобретения, первые полеты на аэропланах и многое другое. Это очень дуалистический художник, творивший на противовесе: с одной стороны прошлое, с другой будущее, и в этом смысле он истинный представитель модерна ("традиция в модерне открывается как непрерывное Начало», Ольга Седакова). Он всегда ощущал в себе эту растянутую струну, на которую нанизывались образы тициановской Венеры, дирижаблей и небоскребов.
Оригинальна и значима фигура нижегородского художника Владимира Сидорова (р.1960). Это, если можно так сказать, русский Гойя, только на этот раз демонистические прозрения старого мастера перенесены на русскую почву и стали более раскованными в стилистической манере исполнения. Мазки художника как будто «видят», они виртуозно и точно схватывают настроение и создают чрезвычайно живых героев картин, будь то букет, гусь или старушка. И автор им нисколько не льстит. Западно-европейские начинания приобрели нечто совершенно русское, исконное для нашего менталитета и этноса. Едкость, точность образов на полотнах Сидорова достойна лучших литературных произведений Гоголя, который создал вечный эквивалент уничижительных фигур человечества. Всплывают в памяти и письма К. Кудрявцева, которые Василий Розанов получал от него в Нижнем Новгороде и складывал в свой «короб» «Опавших листьев». Как будто персонажи, описанные интеллектуальным жителем провинции, мистическим образом ожили, наконец, сошли со страниц на холсты. Удивительно, но творчество Владимира вмещает в себя и безобидные чудесные этюды.
Также на выставке можно увидеть большое количество работ известного художника Петра Дика (уроженец Алтая, 1939-2002), который начал приобретать особенную знаменитость в 90-е гг., когда в России и за рубежом с большим успехом было проведено несколько его персональных выставок. Работы Петра Дика – это скромные по размеру графические листы, но они оставляют сильное монументальное впечатление, где-то напоминая фресковую живопись с ее четко взвешенными цветовыми градациями и пирамидами. Колористические сочетания образуют тонкий живописный рельеф листа, раздвигая его границы, превращая изображенное в огромный мир. Помимо уникального чувства стиля, Петр Дик обладал особым талантом – он умел понимать не только метафизику человеческого образа, но и метафизику вещей, и даже порой кажется, что они оказываются более сложными, загадочными, индивидуальными, чем сами люди. Это мир, в котором вещи мистически и непредсказуемо оживают на наших глазах, они действуют и говорят (дом, например, похож на человеческое лицо), а портретные сценки приобретают символический смысл. Существа светятся изнутри, превращаясь в мистические явления. И таких глубоких по своей сути эффектов художник достигает без эклектики и без абстрактных фантазий: его творческая сила преображает совершенно обыденный мир, который рассматривается им как часть бесконечного космоса.
Три эти мастера – лишь часть большого и разноликого «Праздника Живописи», который ждет вас в выставочном зале ЦДХ.
Светлана Тарханова, искусствовед
Фотоальбом:
Лилия Славинская представляет: Выставка "ПРАЗДНИК ЖИВОПИСИ". ЧАСТЬ III. ЦДХ.
