Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

07.02.2011

«ПРАЗДНИК ЖИВОПИСИ». Часть III. Светлана Тарханова.

Странным образом, наша художественная жизнь все еще строится по схеме противостояния «правого» и «левого» крыла МОСХа. Казалось бы, те времена, когда подобная полемика была актуальной, давно уже прошли: отгремели споры вокруг знаменитого Хрущевского выступления-хэппенинга и «бульдозерной» выставки в 60-70-х гг. XX века. Но на настоящую реальность все еще ложатся токи тех лет и во многом определяют ее. Правда, ситуация намного сложнее, чем была лет 40-50 назад и чем кому-то может показаться сейчас: то, что тогда было ожесточенной и для многих трагичной борьбой - теперь стало занимательной игрой, в которой левый диссидент запросто оказывается в модном фаворе, а правый традиционалист в пыльном затворе. Все известные нам ориентиры сбиваются, и путается уже не только зритель, но и знаток и даже сам художник. Пора вносить принципиальную ясность в наш творческий мир, пора снимать одни акценты и ставить другие или не ставить их вовсе. Это лучше, чем верить в ложные ценности. 

            Чрезвычайно важна в нынешнее время работа куратора. Кем бы он ни был, художником или искусствоведом, его деятельность помогает обобщать художественные тенденции, видеть весь процесс с высоты интеллектуального полета и намечать актуальные пути дальнейшего развития. Персональные выставки часто превращаются просто в «минуту славы» художника, что, безусловно, важно и нужно, но они не решают всех вопросов. Поэтому именно групповые выставки, объединенные идеей той или иной глубины, более ценны. Они дают возможность каждому художнику посмотреть на себя отстраненным взглядом, сравнить свой напряженный в уединении творческий мир с другими такими же мирами, почувствовать свою конфликтность или наоборот резонанс. Лилия Петровна Славинская, куратор настоящей выставки под названием «Праздник живописи», постоянно организует подобные события. Она смело сталкивает, в общем-то, очень непохожих художников в пространстве одного зала, и результат оказывается каждый раз неожиданным. Многие стилевые направления проверяют свою жизнеспособность, пробуют свои силы в здоровой творческой конкуренции, которая при любых векторах дает энергетический заряд. Про каждого из участников возможно написать монографию и невозможно оговориться лишь в двух словах, что не оставляет для меня иного выхода кроме как обобщающего. 

        В художественном поле соседствуют не просто живописцы, графики и скульпторы, но и художники разных национальностей. Это особая нота современного мирового искусства, который стремится к универсальности поверх этнических особенностей. К сожалению, нельзя сказать, чтобы Россия в этом направлении преуспевала, и нужно ценить подобные тенденции – они весьма редки и сложны. Сопоставляются художники разных поколений, такие, например, как мастера 50-70-х гг. Жак Ихмальян, Петр Дик, Александра Забелина, Тамара Шиловская, и наши современники; последних, конечно, в экспозиции большинство. Среди этого огромного круга можно выделить два рода дарований, о которых когда-то говорил еще В. Кандинский: «виртуозный» и «композиционный». Один стремится к совершенству ремесла, к абсолютной точности образа, другой занят проблемами внутреннего мира человека и выводит произведение «из себя», из своих рефлексий на мир внешний. Притом, что все работы на выставке предметны, их сцепление с реальностью измеряется совершенно несопоставимыми рамками.    
      Особенно иррационально выглядят абстрактные скульптуры Хаик Месропяна и Ольги Победовой: скульптурный объект сам по себе уже предмет, но он не обязан копировать видимые объемы тогда, когда речь идет о невидимых концепциях. Пора нам уже прислушаться к Кандинскому, который признавал в двух этих родах творчества лишь две ветви одного дерева, а не «вычеркивание прежнего искусства». И без них не может вырасти раскидистая и многоцветная крона в области настоящего творчества. В философии такая позиция называется релятивизмом, и она вовсе не отменяет каждое отдельное явление. Напротив, их сосуществование гораздо быстрее позволяет выявить индивидуальность, отделить пустоту от настоящего прозрения, игру от жизни.    

            Итак, столкновение разных дарований в одном пространстве оказывается поразительно интересным: новаторы еще раз присматриваются к традиционным истокам, вспоминая, что и Пикассо когда-то учился по картинам Курбе. Философски или фантасмагорично настроенные творцы (Анатолий Пурлик, Савкуев Хамид, Владимир Сидоров, Владимир Шишков) соотносят сюрреалистичность своих картин-притч с одухотворенной реальностью природы (Арон Бух, Игорь Шипилин и другие). Открывается большой путь для взаимного обмена идеями, для освоения соседних творческих миров. Все работы несут мощный заряд, запущенный в действие силой живописных мазков, графических росчерков (Пюрюме Хонг), пластических игр (скульптура Сергея Соболева), философских идей.  Творчески напряженная атмосфера выставки пронизывает зрителя и будит в нем самые сокровенные уголки души, в которых живет желание создавать нечто новое и восхищаться уже созданным.  

      Хотя все манифесты и призывы теперь тонут в бесконечности информационного потока, я все же попробую призвать к открытости. Открытости не только к картинам, но и ко всем богатейшим и сложнейшим философским, историческим, искусствоведческим и прочим мирам, которые окружают нас в той степени, в которой мы способны их принять. А где открытость, там и открытие.                                      Светлана Тарханова, искусствовед

Пресс релиз к выставке: "Лилия Славинская представляет: ПРАЗДНИК ЖИВОПИСИ. ЧАСТЬ III."
Центральный дом художника, 5-й зал,
С 1 февраля по 3 марта 2011 года
 



Фотоальбом:

Лилия Славинская представляет: Выставка "ПРАЗДНИК ЖИВОПИСИ". ЧАСТЬ III. ЦДХ. посмотреть



lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69