Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

22.12.2010

"ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ПРАВИЛ" Анатолия Пурлика. Галерея LES OREADES, декабрь 2010

«Пять правильных правил» Анатолия Пурлика. 

Вся выставка Анатолия Пурлика получила такое название благодаря пяти главным, можно сказать, собирательным картинам. Концепция художника состоит в том, чтобы показать пять основ бытия в их «правильном» распределении внутри жизни каждого из нас. «Правильный римский форум» обращает нас к греко-римской культуре с ее богатым пониманием городской среды, искусства, любви, меры, красоты внутренней и внешней. Вряд ли кто-то станет отрицать, что именно этот период человечества был если не самым гармоничным и эстетически развитым, то уж точно одним из самых совершенных. «Правильный немецкий сад» построен по правилам выверенной геометрии, немного педантичной и чуть сухой, но такая утонченная рациональность ума (у немцев всегда с оттенком сентиментализма) так же необходима, как и живая эмоциональность души. «Правильный нидерландский досуг» не оставил без внимания телесную составляющую человеческого существа, которая дарит ему метафизическое удовольствие и собственно саму жизнь. «Правильный ирландский пейзаж» погружает в чистую, успокаивающую природную среду, которой как будто и не коснулась рука человека, разве что только легкая кисть художника. «Правильный тайский натюрморт» являет собой образец вкусной и здоровой пищи, способной не только накормить, но и поднять своим вкусом настроение. В этих пяти работах собраны идеальные основы мировоззрения, касающихся чувства, мысли и среды обитания. Они доведены в своем совершенстве почти до религиозного, божественного канона и в своей совокупности рождают ощущение благоговения, впрочем, и мечтательной недостижимости тоже. Реальность же скорее отталкивается от идеала, чем приближается к нему, правда, вопрос о том, существует ли какая-либо другая реальность, кроме творческой, - весьма неоднозначен, и может вызвать бурю обсуждений. Так или иначе, многие работы Анатолия тематически тяготеют к пяти благополучным («правильным») эпицентрам, одновременно отклоняясь от них. Эта странная диалектика приближения и удаления рождает то тонкое чувство вдохновения, парадокса, из которых вырастает цветовой и тематический сюжет картины.

Именно из сюжета, то есть из драматической инкрустации, взаимодействия человека с человеком, с природой, с животным миром, -  вырастает колорит картины, ее пластика. Собственно краска становится основным психологическим нервом, она загадывает интригу произведения и заколдовывает воображение зрителя. О. Уайльд говорил, что «любое искусство есть всегда и поверхность, и символ», как, например, в «Желтой дороге домой»: желтый цвет символизирует изменчивость, может быть даже саму измену, невозможность вернуться по той же дороге назад в прошлое. Оно течет вместе с настоящим в Гераклитовой реке. Часто тела людей на картинах Пурлика фантасмагорически искажаются, окрашиваются в неестественные оттенки, усиливая состояние страсти, сожаления, усталости или игривости в эротических мизансценах, в танцевальных парах, в испанских играх тореадора. Еще более тонко работает цвет в картине «Заблудшие глаза», где желтый и зеленый образуют слепую, непроницаемую и драматичную завесу сожаления. При всех этих сложных символических свойствах колористические пятна образуют плотную поверхность полотен, крепкую композицию, которая могла бы существовать и как абстрактная работа, независимо от предметного мира. Конечно, после Сезанна такое художественное изобретение не ново, но принципиально то отличие, что Анатолий монументализирует не только застывшие пейзажи и натюрморты, но и весьма динамичные композиции. От традиций голландцев, Сезанна, унаследовано особенное символическое очарование натюрмортом, в котором сталкиваются два мира: природный, созданный Богом и рукотворный, созданный человеком. Так и в человеке живут и часто борются две сущности: земная и божественная.

Стиль, пластика, форма картин Пурлика основываются на синтезированном восприятии самых разных традиций конца XIX века – первой половины XX (набисты, постимпрессионисты, фовисты, немецкий экспрессионизм, русское плакатное и театральное искусство). Из рефлексий на эти многие художественные традиции, которые пронизывают и наше время, и наши мысли, у художника возникает своя собственная «конструкция из реальности» (Сезанн), свое внутреннее представление, которое и служит основой произведений. Оно не претендует на всемогущую глобальность, но это вполне закономерно, так как глобальность нашего современного мира насквозь пропитана политикой, функционализмом и рациональностью, и может человека с теплой душой только отталкивать, закрывать в его индивидуальном измерении. Но именно эта соразмерность с человеческой судьбой, с его живыми эмоциями, а не с мировым глобализмом, - и ценна, именно ей и хочет поделиться художник со зрителем, не веря в то, что живопись может существовать только ради живописи.     

        Уникальная способность Анатолия к самообновлению в творчестве создает сложный, многомерный мир его творчества, для погружения в который требуются серьезные усилия. Но они стоят того свежего притока особого философского состояния, которое выводит человека, как птицу-феникс, на другой виток жизненного развития.
Светлана Тарханова, искусствовед
Илл.:
Пурлик Анатолий.  "Правильный Римский Форум". 2010, К.,м., 64х86
 
 

Пресс релиз к выставке

"Пять правильных правил". Анатолий Пурлик. Живопись, графика.

21.12.2010 - 15.01.2011

Место проведения:
Центральный Дом Художника
Москва, Крымский вал,10, ЦДХ



Фотоальбом:

"Пять правильных правил". Анатолий Пурлик. Галерея Les Oreades. Январь 2011. посмотреть



lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69