ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

ВЫСТАВКА ВИКТОРА ПУШКИНА «TORSO».
Мы с вами прекрасно понимаем, как дорого сейчас стоит время и как его катастрофически мало для воплощения всех идей и дел. Вот их-то как раз у современного человека больше чем когда-либо. Таково свойство нашей динамичной эпохи, которая начала считать секунды и украла у человечества вечность – и победить это невозможно. Непонятно, что здесь является причиной, а что следствием, но технические изобретения, ускорившие течение жизни, в то же время, охотно приходят человеку на помощь. То количество фотографий, которое теперь можно быстро изготовить с помощью цифровой камеры, - раньше сложно было даже представить! А те приемы, которые свалились на голову фотографов и художников с компьютерными программами, зашкаливают по своему диапазону. Они предоставляют те возможности, о которых живописцы прошлых времен могли только мечтать. И так возникла новая художественная или виртуальная реальность, особенности которой познаются шаг за шагом. В старой статье американского теоретика Клемента Гринберга под названием "После живописи" было высказано опасение, что живопись, удержавшись в конкуренции с фото, окончательно умрет после появления кино. Но время успешно доказывает, что все виды искусства продолжают сосуществовать и обогащать друг друга. Часто в кино и на фотографиях композиции строятся по принципу картины, и не менее часто - наоборот.
В прицеле новой выставки галереи Les Oreades – мастер Виктор Пушкин, работающий уже несколько лет в технике digital photo. Она находится где-то на тонкой грани между фотографией и холстом с красками, сохраняя их полярные особенности. Как фотографии – работы воздействуют мгновенно, как холсты – они приковывают к себе длительную память. В представленной серии «Torso» - последние изобретения художника. Название нарочито итальянизировано, чтобы придать теме большей элегантности и величественности. За словом «торс» привыкли видеть академические штудии античных идеалов, в то время как это может быть целая галерея новых и свободных образов. В основе произведений Виктора, конечно, лежит фотография. Но после нескольких стадий обработки (и электронной, и ручной) она уже едва ли похожа на саму себя – это настоящая картина, в которой перекличкой звучат эхо реальности и живописи, эхо мрамора и фрески, и, наконец, времени. Здесь семантизировано множество разных ощущений, не вполне определенных – то есть таких, которые не выразить просто словами. Но «разумный глаз» человека (выражение Грегори) всегда видит сложные психологические оттенки за простой и ограниченной реальностью. А новые технические приемы позволили их более ясно наметить на поверхности.
В картинах Виктора возникает необычный стиль – фото архаизированы по своей фактуре под начало XX века, изображения черно-белые, как будто увиденные через посеребренные, расплывчатые пластины дагерротипов, или слегка подцвеченные так, что создается либо холодный, либо теплый тон, не более того. Печать всегда ложится на рельефную поверхность акварельной бумаги и холста. Но при этом в пластике тел и композиции кадра неизбежно сквозит начало века XXI. Стыдливость обнаженных моделей сменилась динамичностью и даже агрессивностью их форм, завуалированная полнофигурность – фрагментацией. Срез краев кадра почти всегда прячет взгляд женщины, оставляя для безличностного созерцания чистый и иногда даже абстрактный рельеф ее тела. Конечно, здесь есть эротическое начало, но основной творческий ракурс направлен на эстетику формы, которая как из небытия возникает в тугом, вакуумном пространстве. Строение женщины (и физическое, и душевное) постоянно и неуловимо меняется; меняются голос, взгляд, кожа, ритм движений, вкус. А вместе с ними - дрейфуют идеалы и ценности. Это некий бесконечный и неуловимый сосуд, в который падают время и человек и который никогда не будет познан от начала до конца. Остроумно и поэтично сказал сам автор, сравнив женщин с инопланетянками, прилетевшими с Венеры и так и не привыкшими к новой планете Земля, где полноправным и уверенным хозяином воцарился мужчина с Марса.
Digital photos Виктора Пушкина просто зафиксировали новый этап развития этого загадочного существа. Не претендуя, возможно, на принципиальные открытия в искусстве, автор их все же совершил, разработав эксклюзивный стиль подачи давно известной, но всегда актуальной темы. А иные возможности его техники откроются в следующей серии работ «Карнавал».
Светлана Тарханова, искусствовед
Фотоальбом:
Виктор Пушкин. "TORSO". ЦДХ, Галерея Les Oreades - ОРЕАДЫ
