ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Персональная выставка Хамида Савкуева. «Древо жизни». Санкт-Петербург. НИИ РАХ. Май 2009 г.
Май 2009 г. Научно-исследовательский музей Российской академии. Член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Кабардино-Балкарии: живопись, скульптура и графика художника.
В мае 2009 года в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств состоялась персональная выставка Хамида Савкуева «Древо жизни». На экспозиции были представлены живопись, скульптура и графика художника. Выставка получила продолжение в Москве (Государственный музей Востока, проект «Ковчег») и в Нальчике (Государственный национальный музей Кабардино-Балкарской Республики, проект «Бронзовая повесть»).
Хамид Савкуев родился в Джамбуле (Казахстан) в семье переселенцев из Кабардино-Балкарии, которая спустя годы вернулась на родину, в Нальчик. Детская любовь к рисованию в 15 лет вылилась в желание заниматься живописью профессионально, а посещения мастерской известного на Кавказе художника-монументалиста Анатолия Сундукова окончательно определили путь молодого художника: окончив художественно-графический факультет педагогического института в Ставрополе, он продолжил постигать мастерство живописца в Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени П.Е.Репина. Несомненно, годы, проведенные в стенах Академии художеств, стали фундаментом в формировании творческого видения художника, его собственного почерка, отношения к творчеству и понимания назначения искусства. Полученные в мастерской А.А. Мыльникова знания об истории искусств, о новых тенденциях и течениях в живописи и искусстве в целом, несомненно, нашли свое отражение в работах художника.
Академия художеств — это не просто школа, в которой можно было научиться рисовать. Очень важную роль для учеников, желающих глубоко вникнуть в суть живописного процесса, постичь не только азы технического мастерства, но и иные стороны профессии, играли беседы с нашими учителями. "
Каждый смотрел и видел, слушал и слышал свое, делал для себя собственные выводы...», - говорит X. Савкуев.
По окончании института в 1995 году X. Савкуев получает диплом с отличием за эскиз росписи «Невеста», который впоследствии украсил Институт этнографии в Нальчике. Год спустя для Дома правительства Кабардино-Балкарии им были созданы два декоративных панно, посвященных историческим событиям из жизни республики («Выход пахарей» и «Иван Грозный принимает кабардинскую делегацию»).
В 1999 годуХамида Савкуева включили в группу художников, участвовавших в восстановлении росписей храма Христа Спасителя в Москве. Две его монументальные работы — «Крещение киевлян» и «Несение мощей Николая Угодника» украшают Никольский придел храма.
В течение нескольких лет работы X. Савкуева выставлялись в салоне «Артес» в Барселоне, а в 1999 году картина «Святой Георгий» обрела свое место в Президентском дворце в Каталонии. В 2002 году в Знаменском кафедральном соборе Курска он создает роспись «Хождение по водам», успешно реализуя талант художника-монументалиста. Его работы хранятся в музейных собраниях Испании, Китая, в частных коллекциях России, Голландии, Франции, Германии и других стран.
Во многих работах X. Савкуева чувствуется влияние русской академической школы, мировых художественных течений, но это не прямое заимствование, по словам художника, «это некий поклон, дань уважения гению творческой мысли в процессе самопоиска».
Его тяга к метафоричному высказыванию созвучна попытке перевести на язык живописи образность старинной поэтической речи и национальный колорит В. Васнецова, завораживающую странность изобразительного языка М. Врубеля, печальную красоту музыкальных фантазий В. Борисова-Мусатова; символизму К. Петрова-Водкина, сны наяву М. Шагала, мифотворчество П. Филонова.
И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, И. Левитан. В. Серов, К. Юон, А. Пластов, В. Попков, А. Андронов, А. Оссовский, Т. Яблонская, Е. Моисеенко, А. Мыльников в предыдущие столетия открыли искусству новые возможности, создали и развили школу русского реализма. Продолжая работать в русле академических традиций, Хамид Савкуев пытается «достучаться до наших сердец». Совмещая современный реальный мир и магию мифических персонажей, он заставляет зрителя почувствовать многомерность и глубину в самых простых вещах.
В некоторых работах X. Савкуева прослеживаются нотки примитивизма Н. Пиросмани, А. Руссо, А.-М. Робертсона, Т. ду Амарала.
Художники этого направления сознательно обращались к упрощению художественных образов и выразительных средств: «Отталкиваясь от современной урбанзированной жизни, унифицированной массовой культуры. художники-примитивисты стремились приблизиться к чистоте и ясности народного сознания, попробовать увидеть мир детскими глазами, радостно и просто, вне «взрослой» сложности»*. Эту цель во многих своих работах преследует и X. Савкуев. С помощью минимального количества деталей и подробностей, через художественное обобщение ему удается передать основную мысль произведения. Таковы работы «Сельский художник», «Утомленная солнцем», «Проросший лук», Помона», «Разговор». Эти по-детски наивные и теплые работы напоминают зрителю о врожденной тяге человека к прекрасному, об умении радоваться малому, о радости существования на земле.
Многие искусствоведы относят творчество X. Савкуева к реалистической школе живописи с ее призывами к человечности, утверждением идеи гуманизма, значимости простых жизненных ценностей, доброты и справедливости в человеческих отношениях, равноправия людей независимо от их имущественного положения. жизненного статуса. Художник не скрывает своего уважения к творчеству итальянцев — Р. Гуттузо. Г. Муки. Э. Треккани, мексиканцев Д. Риверы и Л. Мендеса. немца Ф. Кремера, француза А. Фужерона. Его работы обладают динамичной композицией, четким, продуманным рисунком, энергичной моделировкой объемов, отличаются использованием крупных цветовых пятен, экспрессивной манерой письма («Первый тренер». Старик», «Колумб», «Безумный старик», «Сын», «Лапше «Поджигатель»; «Дающая тень» и др.).
Внутренний мир художника сложен, в своих работах он стремится как можно полнее выразить себя, свое отношение к окружающему миру, в каждом явлении жизни старается найти скрытый смысл и тайну неповторимости, которые делают это явление уникальным. Счастье творческих находок и трудность их воплощения, взлеты и падения неизбежные на пути художника. — все это не миновало и Савкуева. В настоящее время X. Савкуев преподает в мастерской церковно-исторической живописи в институте имени Репина.
Он по-прежнему необыкновенно работоспособен и относится к категории художников ищущих, смело идущих на эксперимент. Его искусство изменчиво, мастеру чужды успокоенность, удовлетворенность достигнутым. «Тем для творчества огромное количество, они повсюду. Главное, - говорит Савкуев, — чтобы тема для создания нового образа не упорхнула, будучи заслоненной уже новой, спонтанно появившейся идеей...».
Творчество Хамида Савкуева — это сплав опыта мирового искусства и национальных традиций, попытка осмыслить место человека в жизни современного общества и возможность напомнить о вечных человеческих ценностях и истинах. Яркость и смелость интерпретации сюжетов в переплетении с национальными мотивами рождают неординарные по колориту и композиции полотна, заставляющие задуматься, попытаться сделать выводы и иначе строить свои взаимоотношения с миром. Художнику присуще стремление дойти до самой сути жизненных явлений. Не через описание совершенства, гармонии, изящества мира природы и вещей, а через метафоры достигает он особой эмоциональной притягательности создаваемых образов.
Художник постоянно фиксирует свои наблюдения. Соотнесенные с мировоззрением, они становятся в процессе создания той или иной работы «выводами». Для него важны и нравственная проблематика, и метафоричность картин. В его произведениях ярко проступает этническая психология: тяга к глобальным выводам, поиски смысла, склонность к обобщению окружающего мира. Любовь к родной земле, интерес к ее историческому прошлому и настоящему пронизывает большинство его работ, сюжеты которых связаны с темой добра и зла, встреч и расставаний, побед и разочарований. Тонко чувствуя естественную красоту природы, он умеет согласовать ее с эмоциональным строем сюжетного мотива. Бывший ученик, а теперь уже преподаватель, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Кабардино-Балкарии Хамид Савкуев смог пронести через годы творческих поисков, самоопределения и самосовершенствования дух, мощь, мудрость, твердость и неоспоримую поэтику предков, их традиции, мироощущение, понятия о человеческих ценностях.
* Савельева А. Направления и течения от импрессионизма до наших дней / Мировое искусство. Clio: Кристалл, Оникс, 2ооб. С.140
А С A D Е М I А V • 2 0 0 9