Выставки в Москве и России: живопись, графика, рисунок, скульптура, изобразительное искусство. Современные русские художники. Картины галереи OREADES.

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

03.04.2009

Исцеление в повседневной жизни...

«там, при полночном отливе
возрождается мой дух
сохранить в памяти
сегодня, вблизи от потоков вод
незапятнанный горизонт
девственный,
ещё никогда неизведанный,
расположенный между песочно-сахарными дюнами и очищенной пустотой,
вдалеке от любого присутствия»
                                   Мари Тавера, 2008
                                         перевод Л. В. Славинской

Исцеление в повседневной жизни...

Выставка южнокорейской художницы Пюрюме Хонг в галерее МИМЕЗИС (Женева, 2007) вызвала большой интерес публики. Некоторые из посетителей предпочитали рассматривать картины в молчании, в то время как другие оживленно выражали свои ощущения, говоря о гармонии, умиротворении и поэзии. Так, было интересно отметить, что зачастую, ничего не зная о художнице, зрителям удавалось довольно ясно расшифровывать её художественный замысел и язык.

Как это объяснить? Для Пюрюме Хонг, творческий процесс является, прежде всего, способом достижения душевного равновесия, которое она стремится обрести в своей собственной жизни и, одновременно, передать зрителям. «Я хочу, чтобы мои произведения помогали восстановить мир в сердце каждого из нас, и, в целом, оздоровить духовный климат современного общества. Создать произведение, облагораживающее вас и меня, является основной целью, ради которой я растираю чернильный стержень и держу в руках кисть». Эта цель подталкивает художницу к более углубленному изучению психологии, психоанализа, феноменологии, нейронауки, а также к применению в своей живописи некоторых принципов «теории гештальта», о которых более подробно будет сказано в конце этого очерка.

... через святую веру

Поиск духовного равновесия, определяющий творческую деятельность корейской художницы, тесно связан с её христианской верой. Пюрюме Хонг протестантка, что может показаться необычным для носителя культуры, находящейся под сильным влиянием китайской философии и буддизма. Тем не менее, протестантство нашло в Южной Корее настолько сильное распространение, что на сегодняшний день там насчитывается около восьми миллионов протестантов, а церкви встречаются гораздо чаще, чем в какой-либо другой стране Дальнего Востока.

Более того, отец художницы был пастором и человеком, увлеченным искусством. Именно под его влиянием формировался духовный мир Пюрюме и происходило её творческое становление.

Эти биографические детали помогают объяснить название некоторых серий её произведений, таких как «Провидение», «Божественная Природа», «Открытие божественного света», а также выставок: «Провидение - Храм Тишины» (Нью-Йорк 2001), «Исцеление через святую веру» (Бузан, 2005). Они также помогают понять, почему в её пейзажах созданных до 2005 года часто встречается изображение церквей с хорошо заметным крестом на шпиле. Пюрюме Хонг стремиться, чтобы благодаря её картинам, «сердце зрителя смогло открыться к трансцендентальному миру и постигнуть всю гармонию, выстроенность и красоту божественной природы».

Пюрюме Хонг: протестанство и некоторые принципы китайской живописи.

Так, духовное исцеление через христианскую веру и общение с природой является стержневой идеей художественного замысла Пюрюме Хонг. Она присутствует во всех её произведениях, созданных за последние десять лет. Но особенность её концепции заключается в том, что она гармонично сочетает в себе протестансткий дух с принципами, относящимися к китайской живописи и философии.

Поясним это замечание. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в основном художница работает в жанре пейзажа, который воспринимался в древнем Китае как один из путей к духовному совершенству. Запечатляя на бумаге виды природы, китайский художник одновременно постигал законы устройства мира. Он вливался в поток природных явлений и, таким образом, обретал мудрость, неотьемлемой частью которой являлось состояние душевного равновесия. Что касается самого произведения, то его целью являлось не копирование некоторой обьективной реальности, а возможность быть средством передачи личного опыта и эмоционального настроения художника .

Так прослеживаются две основных точки соприкосновения между художественным замыслом Пюрюме Хонг и принципами китайской живописи: с одной стороны, процесс написания картины рассматривается как путь личного духовного совершенствования, а с другой, сама картина является средством передачи этого опыта зрителю.

Пюрюме Хонг и традиционная китайская живопись.

Эти точки соприкосновения между художественным замыслом Пюрюме Хонг и принципами китайской живописи не случайны, так как после постижения основ корейской живописи в Национальном Университете Шунгнама (Даежеон, Южная Корея), художница в течении пяти лет совершенствуется в области китайской живописи в Национальном Университете Тайваня, страны, где древние традиции этого искусства ещё до сих пор бережно хранятся.

Этот элемент творческого становления художницы помогает также понять, почему не только концептуальная основа, но и большинство технических характеристик, сближают её с традиционной китайской живописью.

Так, обычными инструментами Пюрюме Хонг являются щетки различной ширины и каллиграфические кисти, которыми она работает на рисовой бумаге. Когда произведение закончено, художница наклеивает его на дерево или холст.

Согласно китайской традиции, картина создается за короткий отрезок времени, и внесение поправок недопустимо: «написание одного произведения, обьясняет художница, может занять час или несколько месяцев, так как если хотя бы одна линия, тень, плоскость или даже штамп неудачны, приходиться всё начинать сначала. В общей сложности, одна хорошая версия требует около 20 или 30 проб».

Более того, живопись Пюрюме Хонг монохромна. По её словам, «черная тушь гораздо богаче, чем все цвета вместе взятые и символизирует само богатство восточной философии».

Китайские художники считали, что при помощи черной туши возможно добиться всех цветов радуги. Сама чернота туши является для них воплощением хаоса (ИНЬ), из которого кисть выводит формы в виде линий (ЯНЬ).

Здесь необходимо сказать, что понятие линии/черты является фундаментальным для китайской живописи и каллиграфии, так как она выражает всю глубину эмоции, прочувствованную художником при встрече с динамикой Мира. Зародившаяся в процессе медитации и заряженная той же самой динамикой, эта эмоция может выплеснуться в один единственный жест, оставить одну неповторимую черту. Превращаясь в почти абстрактный знак, эта черта, всё же, не стремится порвать связь с миром узнаваемых предметов. Художник устанавливает взаимосвязь между внутренним и внешним, где предпочтение всё же отдано не видимым формам какого-либо предмета, а духу в нем обитающем.

Научные элементы творческого замысла Пюрюме Хонг.

Тот же «принцип одной черты», свойственный для китайской живописи, порождает формы в недавних пейзажах Пюрюме Хонг. Фигуративное изображение, характерное для более раннего периода её творчества, уступает место комбинациям штрихов и пятен, которые, несмотря на их абстрактность, всё же продолжают ассоциироваться с элементами природы.

Тем не менее, художница утверждает, что её последние произведения никак не связаны с китайской традицией, а являются результатом применения «закона прегнантности», разработанного в теории гештальта.

Этот закон говорит о том, что когда зритель видит бесформенное скопление каких-либо элементов, он автоматически организовывает его в некоторую форму. Сначала эта форма ассоциируется с простой геометрической фигурой, а затем с каким – либо предметом уже знакомым из повседневной жизни. Более того, зритель применяет к этому скоплению наиболее близкую ему пространственную схему, которая обязательно будет геометрической, так как сами пространственные структуры определяются различными видами геометрии. В общем, наш разум всегда ищет так называемую хорошую форму (прегнантность), то - есть ту, которую он может опознать и наделить значением.

Исходя из вышесказанного, возможно предположить, что в соответствии с этими свойствами разума, Пюрюме Хонг, располагает на бумаге различные формы таким образом, чтобы они могли преобразоваться в нашем воображении в структуру, которая произвольно будет признана как пейзаж. Более того, она упрощает сами формы до геометрических и выстраивает композицию по почти математическому принципу.

В общей сложности, этот метод написания картины определяет стремление художницы к моделизации изображения. Это означает, что максимально схематизируя и сокращая количество визуальной информации, она пытается создать «идеальную» картину, способную вызвать идентичные ощущения у всех зрителей. «Мои ранние произведения, - пишет художница,- были направлены на выражение моего собственного внутреннего мира, в то время как последние - предназначены для всех зрителей. Я осуществляю работу, которая является некоторой формой моделизации и нацелена на порождение в человеческой душе наиболее успокаивающих и комфортных ощущений».

Вследствие вышесказанного, возникает вопрос: каким, всё же, основным принципом руководствуется Пюрюме Хонг в процессе создания картины? «Законом прегнантности» теории гештальта или «принципом единой черты» китайской живописи? Мы склонны считать, что в данном случае не следует говорить о предпочтении или подчинении, а скорее о равноправном соучастии этих двух принципов. Впрочем, их встреча в творчестве Пюрюме Хонг вполне закономерна, так как они, в равной степени, опираются на ассоциативную способность нашего разума. И не именно ли эта способность порождает непринужденный диалог между замыслом создающего и воображением смотрящего, между сердцем художника и восприимчивостью зрителя?

В конце этого очерка хотелось бы ещё раз вернуться к вопросу, почему же именно пейзаж, а не какой-либо другой сюжет, корейская художница пытается породить в нашем сознании? Одно из исследований, проведенных в лаборатории психофизиологии Национального Университета Шунг-Хсинг (Тайшунг, Тайвань), научно доказало, что изображения дикой природы и открытых пространств способствуют восстановлению душевного и физического равновесия. Если они оказывают такое действие, то именно потому, что способны породить в нашем сознании четыре типа ощущений: уход от действительности (психологическое и физическое удаление от повседневной рутины), связность или последовательность (благоприятное психологическое и физическое пространство, побуждающее к исследованию окружающего), очарование (непринужденное внимание к какому-либо предмету), совместимость (адекватная связь между личными целями и окружением, где человек должен совершать действие).

Так как Пюрюме Хонг стремится дать своей живописи научную основу и сделать из неё «естественный инструмент душевного исцеления», то, исходя из предыдущего, мы можем предположить, почему она пишет именно пейзажи и стремится избежать в них всякого напоминания о цивилизации. Бесконечные пространства, молчаливые и вечные, рождающиеся под её кистью, позволяют хотя бы на мгновение забыть шумную суету нашего современного мира. Они приглашают зрителя углубиться в страну чувств, невыразимых словами, и предаться медитации. Только тишина чистой природы способна исцелить разочарованный дух. Таким образом, мы, также, можем понять, почему изображение пустоты является основным элементом её живописи. «Пустое пространство, - объясняет сама художница, - помогает обрести состояние глубокого покоя, потому что способствует свободному полёту нашего воображения». Говоря об этом, она ссылается на китайскую живопись, где пустота символизирует тишину, умиротворение, а также состояние пустого умиротворение, а также состояние пустого сердца, то-есть души, освобожденной от собственного Я и заполненной энергией мира.

***

Так, в свете этого очерка, творчество Пюрюме Хонг приобретает формы своего рода большого перекрестка, на котором встречаются поэзия с философией, логика с чувством, наука с искусством, восточная мысль с христианским менталитетом, древняя традиция с поисками новых средств выражения, восток с западом и, наконец, душа художника с глазами зрителя.

Но, насколько бы ни были обширными вся данная информация и пояснения, они никогда не смогут полностью раскрыть всю поразительную магию её картин. Пусть тогда придёт к нам на помощь поэзия, верная спутница китайских изображений природы.

 

Лилия В. Славинская

Перевод Л. В. Славинской

Chun-Yen Chang, Ping-Kun Chen, W. Hammitt, L. Machnik, «Psychophysiological Responses and Restorative Values of Wilderness» dans Landscape and urban planning, Vol. 85, n°2, 10 April 2008, pp. 479-484



Фотоальбом:

Пюрюме Хонг. Открытие выставки «Худграф-2009» в Новом Манеже. 17 апреля 2009 г. посмотреть



lesoreades.moscow@gmail.com    тел.: +7(916)242-01-69